Школьный хор

Школьный хор.

Хоровое пение — это основа музыкальной культуры народа. Хоровое пение по своей природе отличается естественностью формы проявления коллективного творчества , которое является самым доступным.

Школьный хор – это создание в школе «островка» духовного развития детей, эстетически-нравственных ценностей. Это единение детей в общем развитии музыкального интереса к музыке. Сейчас , когда интернет завладел умами ребят, отодвинул их от естественного общения друг с другом, музыка с её красочной палитрой чувств и эмоций, воссоздаёт в детях естественную атмосферу эстетического наслаждения. Коллективное исполнение пробуждает в детях чувство  любви, доброжелательности, доброты. Основная задача хорового коллектива — -эстетическое воспитание учащихся.  С помощью хорового пения дети знакомятся с фольклором, наследием русской национальной классики, советским композиторским творчеством и овладевают ими.

Работая в школе с 1995 года, я занялась организацией хора в школе. Это у меня получилось. В те годы самодеятельность в школе очень приветствовалась. Было 3 хора. Старший, средний и младший хор. Фольклорный ансамбль «Хаврошки» Распределялись там дети по возрасту. Хор – класс.

Это было удобно для занятий. Дети оставались после урока всем классом на репетицию.

Мы много выступали на школьных праздниках. Это было традицией. Школьный хор был в статусе «титульного листа» школы. Выступали перед гостями из Германии, побратимого города Хемера. Записывались на радио. Выезжали в соседние Подмосковные города с концертами. Получали призовые места в муниципальных вокальных конкурсах. Так было до 2005 года. С изменением структуры образования в школе, дополнительное образование стало сокращаться и хоровые коллективы стали изчезать. Это и моей школе произошло.

Но вот с 2016 года вновь появилась возможность организации хора. По сей день   существует хор «Серебряный голос». Успешно выступаем на районных конкурсах, н городских мероприятиях. Солисты хора  награждаются призовыми местами на Всероссийских вокальных конкурсах и олимпиадах. Это Иванов Владислав, Чистова Алёна, Пономарева Дарья, Сергеевва Анна. Иванова Лада. Пономарёва Дарья участвовала в мероприятии- записи на телевидении Федерального значения, кинокомпании «Звезда», при открытии  памятной мемориальной доски, выпускника нашей школы Павла Обухова, трагически погибшего в авиакатастрофе.

Хоровой коллектив подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании человека будущего.

Задачи школьного хора:

  •  воспитание интереса и любви к хоровому искусству, художественного вкуса, формирование потребности в коллективном музицировании;
  • развитие и обогащение музыкальных знаний, формирование умений и навыков по основам вокального искусства;
  • развитие активного, осознанного восприятия учащихся лучших образцов мировой музыкальной культуры и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений;
  • приобретение опыта хорового исполнительства;
  • развивать   у учащихся систему ценностей,   связанных      не только с  музыкой  (вокально-хоровое развитие),   стимулировать их   эстетические, духовно-нравственные,  коммуникативные качества и проявления при  взаимодействии,  как  в хоровом коллективе, так  и вне его;
  • сформировать готовность к  активной  концертной, музыкально-просветительской деятельности  через участие в   хоровых конкурсах,  фестивалях, концертах.

Роль школьной администрации.

           Роль школьной администрации особенно велика на первых порах — в период организации коллектива. Именно директор и заведующий учебной частью должны создать все возможные условия, как материальные (помещение, оборудование), так и моральные, для будущей деятельности руководителя хора.

Здесь имеется в виду серьезный разговор о создании хора на общем педсовете школы, на родительских собраниях.

Первое занятие

Отобранные ребята приходят на первое организационное собрание хора. Руководитель рассказывает о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями, о его самоуправлении.
И сразу же на первом собрании начинается занятие. Оно должно пройти эмоционально, радостно, в хорошем темпе, чтобы ребята поняли, какое это интересное дело — хор.

На первом же занятии можно немного рассказать детям о тембровых особенностях человеческого голоса, о его разновидностях (сопрано, альты, тенора, басы), об особенностях детских голосов (дисканты, они же сопрано, альты).
        Ребята должны понять, что каждый голос по-своему хорош и важен в звучании хора. (На первом этапе воспитания двухголосия, а также развития унисона очередность голосов все время меняется (особенно при разучивании канона). То вступают первыми альты, то сопрано. Эти же условия соблюдаются и при пении упражнений хорового сольфеджио. Которые предусматривают постоянную смену голосов: первый голос поют то сопрано, то альты.)

Чтобы снять с детей естественную стеснительность, скованность, первые занятия целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность поближе узнать друг друга. Хормейстер по очереди должен познакомиться с каждым ребенком: побеседовать с ним и определить уровень музыкальных данных.

Общение с ребенком во время прослушивания всегда очень индивидуально. Надо быть особенно чутким, человечным и тактичным, ведь кому — то придется отказать, а лучше всего, если бы удалось увидеть в таком ребенке другие способности и убедить его, что в другом кружке ему будет гораздо интереснее.

Самоуправление в хоре

Хор — это, прежде всего коллектив. Каждое занятие — это собрание единомышленников, любителей музыки, хорового искусства.
Подчинить свое «Я» задачам и целям коллектива — одно из правил его участников. Только тогда дело, которым занимается коллектив, станет делом каждого, когда в него вложены общие усилия, общий труд.
Самоуправление — это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника. Надо стараться сделать так, чтобы каждый участник хора как-то проявил себя.
С первых же шагов, с первых занятий руководитель должен стремиться окружить себя активом детей, создать условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов, сделать так, чтобы каждый из хористов считал все, что касается хора, своим делом. Для этого желательно всех участников хора проверить на каких-то простых задачах организационного характера. Скажем, все по очереди дежурят по хору, но дежурный обязан не только доложить руководителю о количестве присутствующих и об их готовности к занятиям.

Руководитель хора

Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю.

Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем. Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе всего себя.

В задачу руководителя хора входит:

· подбор репертуара;

· музыкально-педагогическая деятельность;

· организация и проведение репетиционной работы

· участие в вокально- хоровых конкурсах Щёлковского городского округа. «Маленькая страна», который уже 7 год проводит свою работу. В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю приходится работать с детьми разного возраста, различного образовательного и культурного уровня.

Для хора среднего возраста исполнительские возможности значительнее, в репертуаре таких хоров, несложная полифония. Отдельные хоры среднего школьного возраста справляются и с 3х и 4х — голосными партитурами «Я посею ли млада младенька» — обработка М. Анцева, «Висла» — польская народная песня — обработка В. Иванникова. «Гаснет вечер» в обработке Свешникова. «Ты соловушка умолкни» Глинки в обработке Юрлова. С сопровождением «Отставала лебедушка» обработка С. Василенко, «Четыре таракана и сверчок» итальянская народная песня обработка К. Никольского.

Процесс разучивания песни и работы над художественно — технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. «Самое главное — сделать отдельно каждую партию, вплоть до нюансов. И тот, хормейстер, который умеет работать с хоровой партией».

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном хоре ГБОУ СОШ с. Сколково

План работы хора «НЕПОСЕДЫ» ГБОУ СОШ с. Сколково

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРА ГБОУ СОШ с. Сколково.

Разработка методических рекомендаций по созданию детского хора