Школьный хор

Школьный хор.

Хоровое пение — это основа музыкальной культуры народа. Хоровое пение по своей природе отличается естественностью формы проявления коллективного творчества , которое является самым доступным.

Школьный хор – это создание в школе «островка» духовного развития детей, эстетически-нравственных ценностей. Это единение детей в общем развитии музыкального интереса к музыке. Сейчас , когда интернет завладел умами ребят, отодвинул их от естественного общения друг с другом, музыка с её красочной палитрой чувств и эмоций, воссоздаёт в детях естественную атмосферу эстетического наслаждения. Коллективное исполнение пробуждает в детях чувство  любви, доброжелательности, доброты. Основная задача хорового коллектива — -эстетическое воспитание учащихся.  С помощью хорового пения дети знакомятся с фольклором, наследием русской национальной классики, советским композиторским творчеством и овладевают ими.

Работая в школе с 1995 года, я занялась организацией хора в школе. Это у меня получилось. В те годы самодеятельность в школе очень приветствовалась. Было 3 хора. Старший, средний и младший хор. Фольклорный ансамбль «Хаврошки» Распределялись там дети по возрасту. Хор – класс.

Это было удобно для занятий. Дети оставались после урока всем классом на репетицию.

Мы много выступали на школьных праздниках. Это было традицией. Школьный хор был в статусе «титульного листа» школы. Выступали перед гостями из Германии, побратимого города Хемера. Записывались на радио. Выезжали в соседние Подмосковные города с концертами. Получали призовые места в муниципальных вокальных конкурсах. Так было до 2005 года. С изменением структуры образования в школе, дополнительное образование стало сокращаться и хоровые коллективы стали изчезать. Это и моей школе произошло.

Но вот с 2016 года вновь появилась возможность организации хора. По сей день   существует хор «Серебряный голос». Успешно выступаем на районных конкурсах, н городских мероприятиях. Солисты хора  награждаются призовыми местами на Всероссийских вокальных конкурсах и олимпиадах. Это Иванов Владислав, Чистова Алёна, Пономарева Дарья, Сергеевва Анна. Иванова Лада. Пономарёва Дарья участвовала в мероприятии- записи на телевидении Федерального значения, кинокомпании «Звезда», при открытии  памятной мемориальной доски, выпускника нашей школы Павла Обухова, трагически погибшего в авиакатастрофе.

Хоровой коллектив подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании человека будущего.

Задачи школьного хора:

  •  воспитание интереса и любви к хоровому искусству, художественного вкуса, формирование потребности в коллективном музицировании;
  • развитие и обогащение музыкальных знаний, формирование умений и навыков по основам вокального искусства;
  • развитие активного, осознанного восприятия учащихся лучших образцов мировой музыкальной культуры и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений;
  • приобретение опыта хорового исполнительства;
  • развивать   у учащихся систему ценностей,   связанных      не только с  музыкой  (вокально-хоровое развитие),   стимулировать их   эстетические, духовно-нравственные,  коммуникативные качества и проявления при  взаимодействии,  как  в хоровом коллективе, так  и вне его;
  • сформировать готовность к  активной  концертной, музыкально-просветительской деятельности  через участие в   хоровых конкурсах,  фестивалях, концертах.

Роль школьной администрации.

           Роль школьной администрации особенно велика на первых порах — в период организации коллектива. Именно директор и заведующий учебной частью должны создать все возможные условия, как материальные (помещение, оборудование), так и моральные, для будущей деятельности руководителя хора.

Здесь имеется в виду серьезный разговор о создании хора на общем педсовете школы, на родительских собраниях.

Первое занятие

Отобранные ребята приходят на первое организационное собрание хора. Руководитель рассказывает о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями, о его самоуправлении.
И сразу же на первом собрании начинается занятие. Оно должно пройти эмоционально, радостно, в хорошем темпе, чтобы ребята поняли, какое это интересное дело — хор.

На первом же занятии можно немного рассказать детям о тембровых особенностях человеческого голоса, о его разновидностях (сопрано, альты, тенора, басы), об особенностях детских голосов (дисканты, они же сопрано, альты).
        Ребята должны понять, что каждый голос по-своему хорош и важен в звучании хора. (На первом этапе воспитания двухголосия, а также развития унисона очередность голосов все время меняется (особенно при разучивании канона). То вступают первыми альты, то сопрано. Эти же условия соблюдаются и при пении упражнений хорового сольфеджио. Которые предусматривают постоянную смену голосов: первый голос поют то сопрано, то альты.)

Чтобы снять с детей естественную стеснительность, скованность, первые занятия целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность поближе узнать друг друга. Хормейстер по очереди должен познакомиться с каждым ребенком: побеседовать с ним и определить уровень музыкальных данных.

Общение с ребенком во время прослушивания всегда очень индивидуально. Надо быть особенно чутким, человечным и тактичным, ведь кому — то придется отказать, а лучше всего, если бы удалось увидеть в таком ребенке другие способности и убедить его, что в другом кружке ему будет гораздо интереснее.

Самоуправление в хоре

Хор — это, прежде всего коллектив. Каждое занятие — это собрание единомышленников, любителей музыки, хорового искусства.
Подчинить свое «Я» задачам и целям коллектива — одно из правил его участников. Только тогда дело, которым занимается коллектив, станет делом каждого, когда в него вложены общие усилия, общий труд.
Самоуправление — это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника. Надо стараться сделать так, чтобы каждый участник хора как-то проявил себя.
С первых же шагов, с первых занятий руководитель должен стремиться окружить себя активом детей, создать условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов, сделать так, чтобы каждый из хористов считал все, что касается хора, своим делом. Для этого желательно всех участников хора проверить на каких-то простых задачах организационного характера. Скажем, все по очереди дежурят по хору, но дежурный обязан не только доложить руководителю о количестве присутствующих и об их готовности к занятиям.

Руководитель хора

Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю.

Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем. Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе всего себя.

В задачу руководителя хора входит:

· подбор репертуара;

· музыкально-педагогическая деятельность;

· организация и проведение репетиционной работы

· участие в вокально- хоровых конкурсах Щёлковского городского округа. «Маленькая страна», который уже 7 год проводит свою работу. В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю приходится работать с детьми разного возраста, различного образовательного и культурного уровня.

Для хора среднего возраста исполнительские возможности значительнее, в репертуаре таких хоров, несложная полифония. Отдельные хоры среднего школьного возраста справляются и с 3х и 4х — голосными партитурами «Я посею ли млада младенька» — обработка М. Анцева, «Висла» — польская народная песня — обработка В. Иванникова. «Гаснет вечер» в обработке Свешникова. «Ты соловушка умолкни» Глинки в обработке Юрлова. С сопровождением «Отставала лебедушка» обработка С. Василенко, «Четыре таракана и сверчок» итальянская народная песня обработка К. Никольского.

Процесс разучивания песни и работы над художественно — технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. «Самое главное — сделать отдельно каждую партию, вплоть до нюансов. И тот, хормейстер, который умеет работать с хоровой партией».

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном хоре ГБОУ СОШ с. Сколково

ПРИКАЗ № 248 — ОД от 27 декабря 2022 года «О создании школьного хора» в ГБОУ СОШ с. Сколково

План работы хора «НЕПОСЕДЫ» ГБОУ СОШ с. Сколково

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРА ГБОУ СОШ с. Сколково.

Разработка методических рекомендаций по созданию детского хора

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы